В России уже 2 недели продолжаются протесты водителей большегрузных автомобилей, ставящие своей целью добиться отмены введения системы взимания платы за проезд по дорогам страны для автомобилей грузоподъемностью свыше 13 тонн.
Акции протеста в различных формах проводятся во многих регионах страны. Самым распространенным форматом является стоянка автомобилей вдоль трасс или же движение на очень низкой скорости по крайней правой полосе.
Также в ряде крупных городов прошли митинги и пикеты, организованные различными политическими партиями и движениями — от коммунистов до либералов. Все акции объединяет требование отмены системы «Платон», в остальном они зависят от политических предпочтений организаторов: от просьб к президенту России «разобраться в ситуации» в Екатеринбурге или заявлений о нелюбви к США и приверженности идеям АнтиМайдана в Москве до требований отставки правительства в Санкт-Петербурге. Такая разница в лозунгах объясняется тем, что у дальнобойщиков в России нет своего сильного профсоюза, поэтому от их лица зачастую говорят люди, не имеющие никакого отношения к их профессии. Проблема эта для России актуальна практически для всех профессий за исключением разве что шахтеров, для которых забастовки -почти традиция, не раз помогавшая добиваться своих требований.
Не менее сложно обстоит дело с освещением забастовки в прессе. С одной стороны, проправительственные информационные ресурсы долгое время замалчивали информацию о протестах, сейчас же сильно преуменьшают географию и численность протестующих, с другой стороны, оппозиционные ресурсы всех оттенков всячески пытаются выставить чисто профессиональную забастовку как всенародные волнения, которые вскоре приведут к очень предсказуемым — по мнению авторов статей — последствиям: от либерально-демократической революции до установления коммунизма во всем мире.
На сегодняшний день достоверно известно о нескольких стычках с полицией, не имевших, впрочем, каких-то серьезных последствий, штрафе для организатора протеста в Новосибирске и аресте одного из лидеров забастовочного движения в Санкт-Петербурге. Кроме того водители большегрузных автомобилей сообщают о большом количестве необоснованных штрафов от ГИБДД, однако вполне возможно, что на самом деле они говорят про законные штрафы за нарушение правил эксплуатации автомобиля в надежде таким образом уклониться от оплаты.
На 30 ноября дальнобойщики запланировали массовую акцию по блокированию МКАД. О готовности участвовать в ней заявляли представители различных регионов, собственно, завтрашний день покажет нам возможности этого протестного движения, причём сегодня очень сложно сказать, что ожидает завтра Москву: транспортный коллапс и стычки с полицией или несколько очередных фотографий фур на обочине с громкими подписями.