Согласно новому исследованию, запрет автомобильного движения по субботам в Мехико не уменьшил загрязнение воздуха. Ученые ожидали, что ограничение вождения в субботу позволит снизить выбросы автомобиля на 16%, однако, судя по последним анализам проб воздуха, эта мера никак не повлияла на ситуацию. Мехико является одним из самых загрязненных городов в мире, и с конца 80-х годов прошлого столетия власти пытаются решить эту проблему.
Массовый рост использования автомобилей в сочетании с географическим расположением Мехико создают над городом густое облако выхлопных газов, из-за которого ежегодно десятки тысяч людей попадают в больницу. В стремлении решить проблему, с 1989 года вводились различные ограничения на использование автомобильного транспорта. Изначально эти программы были весьма успешными, и Мехико передал звание самого загрязненного города Пекину и Дели. В 2008 году в Мехико были введены дополнительные ограничения на использование автомобилей по субботам с прогнозом о снижении уровня вредных выбросов на 16%.
Для анализа эффективности этой меры американские исследователи проанализировали не только качество образцов воздуха, но и количество общественного транспорта, чтобы получить более полное понимание ситуации.
«Я не смог найти никаких доказательств того, что эта программа повышения качества воздуха работает», — заявил доктор Лукас Дэвис из Калифорнийского университета Беркли, который проводил исследование. «Многие люди в субботу предпочитают вместо автобусов пользоваться такси, поэтому ситуация на дорогах не особенно отличается будних дней. Цены на проезд в общественном транспорте в Мехико невысокие, но он часто переполнен. Кроме того, существуют культурные факторы, которые мешают отказаться от использования автомобиля. Вождение — это настоящий символ статуса в Мехико, и после того, как семья собрала достаточно денег, чтобы купить автомобиль, людям сложно отказаться от его использования. Можно сказать, что в Мехико существует культурное или социально-экономическое сопротивление общественному транспорту».
Исследователи считают, что городу необходимо развивать систему общественного транспорта, увеличивать число маршрутов и закупать более комфортабельные автобусы. «Наряду с ограничениями сейчас Мехико инвестирует в развитие инфраструктуры, в том числе в покупку экологически чистых автобусов», — рассказал Марк Уотс, исполнительный директор С40, экологической организации крупнейших городов мира. «Недавно открылось несколько новых скоростных автобусных транзитных линий, также в Мехико круглый год действует система проката велосипедов.
На недавнем саммите С40, организованном в Мехико, мэр Мансера заявил о намерении запретить дизельные автомобили в городе к 2025 году. Мадрид, Афины и Париж также обещали прекратить использование всех дизельных легковых и грузовых автомобилей с середины следующего десятилетия.