Исторически обусловлено существование определенных моделей рынка, которые определяют уровень его концентрации. модели рынка зависят от факторов количества предприятий отрасли, барьеров к входу в отрасль, возможность установления цен. Конкуренция является важным регулятором пропорций производства и потребления. Конкуренция направляет действия всех участников рынков в интересах общества, способствует сбалансированию спроса и предложения товаров на рынке.
Возникновение монополий и олигополий многие называют искусственным, но на самом деле, их появление обусловлено объективными причинами. После того, как Украина обрела независимость и перешла к рыночной экономики, она прошла через рыночные преобразования, сопровождавшиеся разгосударствлением собственности и появлением новых структурных единиц. они имели привести к повышению уровня конкуренции между субъектами национальной экономики.
Однако в Украине действуют как олигополистические, так и монопольные рынки. Поэтому целесообразным является проведение их сравнительного анализа. Cравнительный анализ цен конкурентов на сайте https://uxprice.com, как структурирование методов оценки конкурентоспособности продукции является одной из основ функционирования конкурентоспособности/способности продукции как науки, Выбор того или иного метода исследования имеет быть обоснованным не только с позиции преимуществ метода, но и с позиции сравнения с другими методами и целесообразности его применения для решения конкретной задачи по оценки конкурентоспособности
Исследование понятия «конкурентоспособность предприятия »предполагает выяснение сущности категории« конкуренция », поскольку они тесно взаимосвязаны — о конкурентоспособности можно говорить только при наличии конкуренции между производителями определенной продукции (услуги).
Анализируя определения конкуренции, можно сделать вывод, что все они учитывают такие ее качества, как динамичность, принудительность, единство конкурентных и монополистических основ, связь с инновационными процессами и в каждом случае ее содержание определяется в зависимости от целей, в связи с которыми она сформирована. Исходя из этого, можно определить конкуренцию, как совокупность объективных отношений, прежде всего, экономических, между субъектами хозяйствования в условиях рынка, имеют динамический характер постоянного соперничества товаропроизводителей за приверженность потребителей на основе определенных преимуществ своей продукции (услуг).