Вагонка – популярный отделочный материал в виде реек, ширина которых составляет от 10 до 20 см, а длина – 1,5-6 м. Чтобы систематизировать все разновидности материала, представленные на строительном рынке, предлагаем ознакомиться с актуальной классификацией вагонки.
Во-первых, всю вагонку можно разделить на две большие группы:
Вагонка для внутренней отделки помещений;
Вагонка для наружной отделки.
Несмотря на то, что визуально оба типа вагонки не различаются, их отличают некоторые особенности производства материала, благодаря которым вагонка для наружных работ приобретает дополнительную устойчивость к негативным факторам внешней среды. Например, деревянную вагонку для наружных работ дополнительно пропитывают раствором, который защищает ее от негативных климатических факторов, насекомых и грибковых поражений.
Во-вторых, в зависимости от сырья, используемого для изготовления вагонки, различают:
Вагонку из осины – доску белого цвета, в структуре которой практически отсутствует смола. Обладает высокими теплоизоляционными характеристиками, в связи с чем, успешно используется для внутренней отделки бань и саун. Однако, в этом случае, материал нуждается в дополнительной обработке – нанесение защитного покрытия;
Вагонка из ели – материал, изготовленный из северной ели, древесина которой характеризуется высокой плотностью и твердостью. Отличается влагостойкостью и используется для отделки стен и потолка;
Вагонка из сосны – наиболее распространенная и доступная разновидность облицовочных досок, обладающая оригинальной текстурой и немного темнеющая в процессе эксплуатации;
Вагонка из дуба – достаточно дорогая, но, несмотря на это, востребованная облицовочная доска, характеризующаяся легкостью в обработке и устойчивостью к гниению. Оригинальный цвет и текстура материала придаст интерьеру, для декорирования которого он использовался, изысканность и солидность. Неотъемлемым этапом изготовления материала является морение и протравливание;
Вагонка из лиственницы – материал, характеризующийся малой плотностью и отсутствием смолы в структуре, благодаря чему может успешно использоваться для отделки саун и бань. Практичность и долговечность вагонки из лиственницы делает ее одним из самых востребованных материалов.
В-третьих, с точки зрения конструктивных характеристик и особенностей обработки вагонки, выделяют:
Вагонка штиль представляет собой отделочный материал из лиственницы, сосны и других пород, в процессе производства которой используются уникальные технологии обработки древесины. В отличие от других видов вагонки, внешне обшитая поверхность получается идеально ровной и характеризуется отсутствием традиционного для вагонки рельефа в виде продольных полос;
Брашированная вагонка, также называется текстурированной и характеризуется особым рельефом лицевой поверхности, за счет чего она приобретает особый рельеф лицевой поверхности, придающий ей высокие декоративные характеристики;
Евровагонка – более качественный материал, изготовленный на современном оборудовании и, как правило, имеющий более ровную геометрическую форму;
Американка – внешне схожа с евровагонкой, однако отличается меньшими размерами;
Блок хаус – разновидность вагонки, используемая для наружных отделочных работ и характеризующаяся полукруглой поверхностью.
Существует еще одна классификация вагонки из лиственницы, в основе которой лежит ее сортность, т. е. принадлежность к определенному сорту. Чтобы определить, к какому сорту принадлежит та или иная разновидность вагонки, необходимо знать основные критерии качества деревянной вагонки. Рассмотрим основные из них:
Критерии качества деревянной вагонки:
Наличие или отсутствие сучков, которые могут быть здоровыми, выпадающими или выпавшими;
Наличие или отсутствие трещин – несквозных или сквозных, торцевых или расположенных по ходу волокон древесины;
Наличие или отсутствие смоляных кармашков, в зависимости от их размера и количества;
Вросшая кора, которая определяется в количественном соотношении от ширины изделия;
Наличие или отсутствие дефектов обработки, таких как микротрещины и т.д.
В соответствии с вышеперечисленными критериями, выделяют следующие сорта вагонки:
Класс Экстра – наиболее качественная вагонка, лишенная видимых дефектов. На поверхности отсутствуют любые механические повреждения – сколы, выбоины и вмятины;
Класс А – материал, на поверхности которого допускается наличие светлых сучков, диаметр которых не превышает 15 мм, при этом на одном погонном метре материала можно обнаружить не более одного дефекта данного типа. Допустимо наличие небольшого количества мелких трещин длиной 95 мм и небольших дефектов;
Класс В – сорт вагонки, допускающий наличие сучков любых размеров при условии отсутствия сквозных отверстий диаметром более 20 мм. Как и в случае с предыдущим сортом, на один погонный метр допускается не более одного дефекта. Возможно наличие механических дефектов размером не более 15 мм. Недопустимы гнилые, выпавшие, ребровые сучки;
Класс С – низший сорт вагонки из лиственницы, что и определяет ее внешний вид и качество, к которому нельзя предъявить высоких требований. На поверхности такой вагонки могут быть любые дефекты – сучки разной величины, червоточины, смоляные кармашки.