Андрей
Шкивы: особенности и виды
В техническом аспекте, шкив — это колесо надежно зафиксированное на валу, для передачи угловой кинетической энергии от одного объекта другому. Проще говоря для передачи энергии используются два шкива, ведущий и ведомый, которые соединены между собой ремнем. Традиционно шкив состоит из трех конструктивных частей, это ступица, расположенная внутри узла, обода на котором находится ременная передача и боковых выступов, которые увеличивают контактную площадь и препятствуют соскальзывание ремня.
Шкивы и их виды
Широкий спектр использования элемента предполагает и различные виды конструкции, они бывают цельнометаллическими, то есть иметь цельную конструкцию или составными, которые состоят из нескольких деталей, надежно соединенных между собой. В некоторых случаях, для уменьшения массы тела в деталях искусственно создают пустоты, путем формирования ступиц. При этом основными критериями разделения на виды, остается сфера использования, так шкивы разделяют на:
- шкив клиновой. Это самый распространенный вид, названием он обязан форме канавки, в виде клина. Именно эта форма обеспечивает наибольшую передачу энергию, предохраняет от проскальзывания, при этом выполнять функцию муфты, предохраняющую узлы и агрегаты в случае возникновения предельных нагрузок;
- шкив плоскоременный. Этот вид является самым примитивным. К преимуществам этого вида шкивов для ременной передачи стоит отнести снижение динамических нагрузок, сокращение вибраций и возможности связывания несоосных узлов;
- зубчатый шкив. В таком варианте исполнения на ободе предусмотрены в виде зубьев, которые точно сопряжены зубьями ременной передачи исключают случайное проскальзывание при передачи крутящего момента. Что позволяет в точности соблюдать синхронность между ведущим и ведомым валами;
- шкив вариаторный. Этот вид является самым сложным в техническом смысле. Конструктивно обод остается неизменным в диаметре, в то время как «щеки» являются подвижными. С такой конструкцией остается возможность корректировки передаточного отношения.
Для простоты эксплуатации и возможности взаимозаменяемости, детали изготавливаются согласно действующих стандартов и отвечающих общепринятым требованиям. Для удобства каждое изделие имеет свою маркировку, в которой указано количество ручьев, профиль ремня, внешний диаметр и диаметр втулки.
Не менее актуальной схемой передачи кинетической энергии крутящего момента от одного объекта к другому является цепная передача, где основным компонентом остается звездочка для цепи. Звездочку для цепи купить рационально только у ответственного поставщика. Факторы, определяющие выбор, очевидны:
- Первым из которых считается точность геометрии изделия. Этот фактор влияет на плавность хода цепи, даже допустимые отклонения, согласно действующих нормативных допусков и посадок отклонения в размерах существенно сокращает срок службы цепи, замедлять ход и в целом влиять на производительность.
- Вторым основным фактором является соответствие звездочки заданным параметрам по размеру. Так приводные звездочки меньшего размера будут провоцировать провисание цепи, проскальзывание в то время, как нарушение в размерах в сторону увеличения будут приводить к выходу из строя цепей за счет чрезмерного напряжения.
- Третьим фактором стоит учитывать качество материала, из которого изготовлена звездочка и дополнительная обработка готового изделия, такие как закаливание, полировка или цементирование. Эти опции позволят существенно увеличить срок эксплуатации звездочки, что в конечном результате повлияет на экономическую составляющую в рентабельности предприятия.