Много веков прошло с тех пор художники неолита рисовали на скалах в северной части Сомали антилоп, крупный рогатый скот, жирафов и охотников, несущих луки и стрелы. Сегодня картины на Лаас Гел в самопровозглашенном государстве Сомалиленд сохраняют свой свежий блеск ярких изображений скотоводческой истории, уходящей в глубину веков на 5000 лет или больше.
«Эти картины являются уникальными. Подобного стиля больше нет нигде в Африке», — рассказал Абдисалах Шабеллех, менеджер исторического заповедника из Министерства туризма Сомалиленда. Затем он указал на угол, где краска выцвела и отслаивается скалы. «Если ничего не будет сделано сейчас, через 20 лет все это может исчезнуть», — добавил он.
Музей остро нуждается в защите. «У нас нет знаний, опыта и финансовых ресурсов. Нам нужна поддержка», — говорит Шабеллех.
Наскальные рисунки находятся примерно в 50 километрах от Харгейсы, столицы Сомалиленда. Они считаются одними из старейших и наиболее хорошо сохранившимися памятниками наскальной живописи в Африке, но их охраняют только несколько сотрудников, которые просят посетителей не касаться картин.
Заявки на получение помощи со стороны правительства Сомалиленда остались без внимания. Бывший британский протекторат, Сомалиленд объявил независимость от остальной части Сомали, когда после свержения президента Мохаммеда Сиада Барре в 1991 году началась гражданская война, однако Сомалиленд не признан международным сообществом.
«Непризнание Сомалиленда стало препятствием для защиты пещеры», — сказал Хавьер Гутерц, бывший глава французской команды археологов, открывших достопримечательность в 2002 году.
Пораженный замечательным состоянием картин, а также их ранее неизвестным стилем археолог попросил внести пещеру в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Но эта просьба была отклонена, потому что Сомалиленд не признается в качестве отдельного государства. «Только государства-участники Конвенции о всемирном наследии могут ходатайствовать о получении статуса объекта Всемирного наследия для своих культурных памятников», — сказал пресс-секретарь ЮНЕСКО.
Запросы на финансирование со стороны стран-доноров сталкиваются с теми же правовыми и дипломатическими проблемами.
Столетия изоляции от человеческого вмешательства обеспечивались местными поверьями, что в пещере живут привидения, а наскальные рисунки — это работа злых духов. Но с момента их открытия наскальные рисунки стали одной из главных достопримечательностей для посетителей Сомалиленда.